Аномалии этнического самосознания: этноцентризм

Одна из серьезных методологических проблем понимания национализма состоит в девальвации и размывании самого этого понятия. Например, этническая идентичность — чувство принадлежности к определенной этнической группе; этноцентризм — ощущение собственной культурной уникальности и чувство превосходства по отношению к другим народам; этнофобия — комплекс негативных реакций в отношении тех или иных этнических групп и т. Хотя национализм, этническая идентичность, этноцентризм и этнофобия имеют общим источником этничность, сами эти понятия не тождественны, пусть даже их объемы пересекаются. Поясним эту мысль на примере современной Франции. Исторически устойчивый галльский этноцентризм и быстро растущая среди французов этнофобия не превращают их, однако, в националистов. Оказывается, вполне можно быть этноцентристом и расистом, не будучи националистом. Аналогичное несовпадение характерно для современной России.

Роль стереотипов в межкультурной коммуникации

Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. Мы полностью публикуем этот важный для нас документ см. Либеральная ценность толерантности не была постоянной, глубоко укоренившейся традицией российского общества. Спонтанно вырабатывающаяся в человеческом общежитии с целью самосохранения и выживания, она не часто превращалась в декларируемую и реализуемую через правовое общество норму.

Одна из задач данного вестника — как можно шире представить палитру смыслов толерантности. Нетерпимость основывается на убеждении, что твое окружение, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

Внутриэтнический и внешнеэтнический конфликт. Формы этнической неприязни: этноцентризм, этнофобия, ксенофобия. Феномен национализма.

Этноцентризм и межэтнические конфликты. Проблематика межнациональных, межрасовых и вообще межэтнических отношений привлекает внимание многих биополитиков и социобиологов. Проводятся международные конференции и выходят в свет многочисленые сборники статей по указанной проблематике. Широкий интерес к ней не удивителен. Мир на пороге третьего тысячелетия был потрясён эскалацией кровавых этноконфликтов.

Вспомним Чечню, Абхазию, Югославию. Проблематика этноконфликтов не ограничена зоной бывших социалистических стран.

Педагогический этноцентризм провоцирует нетерпимость, гипертрофию идей своего собственного. В крайней форме проявляется в виде идеологии расизма и агрессивного национализма, которым присущи представления превосходства одной этнической группы, исключительности в области культуры. Существует в широком диапазоне — от невежливости в быту до агрессивности в социальной и культурной жизни.

этнопсихологический. этнопсихология. этнорасовый. этнос. этносемиотика. этносоциологический. этнотерриториальный. этнофобия. этноцентризм.

Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. Мы полностью публикуем этот важный для нас документ см. В нем суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого в том числе права быть иным , а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому означает вред для всех и для самого себя.

Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность —"готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском —"уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит"позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".

В арабском толерантность —"прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. Термин"толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая"отсутствие или ослабление реагирования на какой—либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию".

А слово"терпимость", более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает"способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей". Слово"терпимость" часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью"подставить вторую щеку".

Этноцентризм и межэтнические конфликты. Индоктринация

Этноцентризм и культурный релятивизм. Этноцентризм — это тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Этноцентризм связан с ксенофобией — страхом, неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Опубликованной в году. По его же мнению, культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте.

Живучесть русофобии и американские интересы. Этноцентризм и этнофобия – плохие ориентиры в понимании других стран, но отличаются.

Этноцентризм и процесс развития межкультурной коммуникации………………13 4. Межгрупповые отношения Огромная сфера межгрупповых отношений представляет собой наиболее трудную и сложную из тех непростых проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся. Генри Теджфел Активность групп не ограничивается только внутренними процессами. Группы либо время от времени, либо постоянно взаимодействуют с другими группами. Внешняя активность подчас имеет для их жизнедеятельности не меньшее значение, чем внутренние динамики.

Исследователи, изучающие сферу межгрупповых взаимодействий, указывают на различные причины межгрупповой напряженности. Одни, например Уильям Самнер и Генри Теджфел, полагали, что корни проблемы уходят в природу человека. К таким же выводам, как мы помним из первого раздела, пришла и психология масс. Другие авторы, например М.

Этноцентризм, ксенофобия и культурный шок Разбермся

Предыдущая 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Следующая В предшествующем разделе мы кратко указали на то, что политические конфликты, включая войны, связаны, помимо агонистического поведения, также с лояльным поведением — афилиацией см. В этом контексте рассмотрим проблематику отношений между различными этносами племенами, нациями, расами и др. Проблематика межэтнических отношений привлекает внимание многих биополитиков и этологов человека. Проводятся международные конференции и выходят в свет многочисленные сборники статей по указанной проблематике.

Этноцентризм часто сочетается с ксенофобией греч. Как и у животных, территориальное поведение связано с консолидацией группы как био социальной системы, распознаванием"своих" и"чужих", против которых направлено агонистическое поведение.

этнофобии, конфликты, технологии толерантности Окладникова Е. А. Как полагал К. Леви-Строс, этноцентризм (включая и всевозможные расовые.

Социально-политическая маргинализация на Северном Кавказе Введение к работе Актуальность темы исследования продиктована сложностью разрешения межэтнических, межкультурных, конфликтов в современной России, среди форм проявления которых отмечаются терроризм, ксенофобия, воинствующий национализм, этнофобия, внедряемые определенными деструктивными группами в массовое сознание членов общества этноцентристские настроения для достижения своих политических и экономических целей.

Радикальные политические трансформации, произошедшие в России и на всем постсоветском пространстве, в результате которых этнополитические процессы в России, как и других странах бывшего Советского Союза, приобрели во многом неустойчивый характер, оказывают влияние на политическую стратификацию в России. Изменение статусов этносов, обострение борьбы за ресурсы, смена идеологических парадигм в условиях полиэтнического общества спровоцировали сегментацию этнополитического пространства, обострение межэтнических отношений и этнополитические конфликты.

Анализируя изменяющейся этнополитической реальности, многие исследователи признают, что на современном этапе развития глобализируемого мира над классовыми интересами стали преобладать национальные и этнические интересы. Этничность стала весомым фактором современного политического процесса. Совершилась универсализация этничности, а вместе с ней интернационализация этнических конфликтов, проявившаяся особенно остро на Северном Кавказе.

На практике зачастую не удается предотвращать или эффективно регулировать постоянно возникающие конфликтные ситуации, разрабатывать их научно обоснованные прогнозы. С переходом на рыночные отношения в постсоветской России на первое место ставились экономические проблемы, однако они вскоре ушли на второй план, уступив место социальным. Реальность показывает, что эти проблемы в республиках Северного Кавказа вошли в новую фазу развития, демонстрируя этноцентристские проекты их решения.

Роль этноцентризма в природе этнофобий как способа группового восприятия и взаимодействия весьма высока. На конец - х годов приходятся бурный рост этнического самосознания, возврат к традиционным формам этничности, выразившиеся в этнополитических насильственных конфликтах на территории бывшего СССР: Их результатом стал рост взаимных этнофобий русофобия, кавказофобия, чеченофобия и т. Постсоветская Россия не может быть отнесена к категории государств с открытой государственной дискриминацией этнических и религиозных меньшинств.

За всеми социальными группами государством юридически закреплены права на сохранение культуры и целостности.

Интеркультурные взаимоотношения в туризме 2

Американцы склонны так воспринимать описания незападных культур, словно они заимствованы из книг о необыкновенных приключениях Мердок, или фильмов вроде"Храма Страшного суда". Люди, украшающие носы кольцами, мужья, имеющие десять жен, блюда из человеческого мяса, насекомых и львиных сердец олицетворяют для нас таинственные и бесчеловечные обычаи"дикарей". Мы считаем"правильным" только западный образ жизни, а незападный — странным или варварским.

этнотрансформационные процессы, этнофилизм, этнофобия, этнофор, этноцентризм, этноцид, этноэволюционные процессы, этноэкономика.

Генезис этнократических идей В научной литературе по-разному исчисляется начало интереса к проблемам, которые впоследствии были отнесены к этнократии. Но даже независимо от этого факта, расизм продолжает свое существование. Сторонники четвертой группы теорий исходят из того, что этнократические тенденции были спровоцированы конфессиональным фактором. Десятки тысяч миссионеров двинулись нести слово Бога многочисленным племенам, народам, исповедующим различные религии — от тотемизма до буддизма и ислама.

И эта функция ими выполнялась небезупречно: Религия часто использовалась и используется как показатель особости: Этими событиями полна история человечества. Но всегда ли они выражали этнократические амбиции и намерения? Это видение проблемы обычно связывается с традицией Чикагской школы, сложившейся при изучении иммигрантов, а также с воспринятыми этнографическими и антропологическими подходами к исследованию национальных проблем.

Современные концепции этнократии западная традиция Со второй половины в. Глобализация и модерн рассматриваются как явления противоречивые: На новые реалии отозвался весь комплекс наук об обществе.

ЭТ­НО­ЦЕН­ТРИЗМ

Одна из его целей заключалась в обеспечении защиты мигрантов, в том числе беженцев и перемещенных внутри страны лиц от расизма, этноцентризма и ксенофобии. Следует предпринять усилия, гарантирующие полное уважение прав человека молодых мигрантов, включая справедливое и равное отношение к ним наравне с другими, а также их защиту законом, в частности, от насилия, эксплуатации и дискриминации, например расизма, этноцентризма, ксенофобии и культурной нетерпимости, а также их доступ, по мере необходимости, к экономическим возможностям и социальным услугам.

Он подчеркивает, что одной из причин дискриминации нередко является этноцентризм, и в качестве примера ссылается на общины Сахеля и Центральной Африки. Ни одна страна, ни одно общество не являются полностью свободными от расизма, дискриминации и этноцентризма. Она упомянула также все более сложные политические условия, нетерпимость, расизм в отношении лиц африканского происхождения, этноцентризм, ксенофобию и связанную с ними нетерпимость и подчеркнула необходимость найти способ урегулирования конфликтов для движения вперед.

К составляющим кризисного процесса можно добавить и «эмоциональные катализаторы», такие феномены как этнофобия, ксенофобия, этноцентризм .

Мир вокруг нас Приезжая в какую-нибудь страну, мы испытываем культурный шок, когда сталкиваемся с необычными, непривычными для нас традициями, образом жизни, менталитетом. Об этом хорошо написано в статье"Как подготовиться к культурному шоку в Америке? Там даётся такое определение: Он возникает как реакция на различия в привычных проявлениях жизнедеятельности: Что иностранцы о нас думают?

Да что говорить, если даже в своей стране мы не знаем реального положения дел в разных регионах! Приезжаешь так на юг из Архангельской области, а тебя сочувственно спрашивают: Ага, и белые медведи у нас по улицам бродят! А по мнению некоторых иностранцев — по всей стране. Так и возникают стереотипы в отношении целых наций. Гостеприимные, но такие непредсказуемые русские, пунктуальные немцы, чопорные англичане.

Этноцентризм и национализм

Анализируя меняющиеся этнополитические реальности, многие исследователи признают, что на современном этапе развития мира стали преобладать национальные и этнические интересы. Этничность стала весомым фактором современного политического процесса. С переходом на рыночные отношения в России на первое место ставились экономические проблемы, однако они вскоре ушли на второй план, уступив место социальным.

Самнер в году. В этнологии и культурологии происхождение и функции этноцентризма рассматривают обычно в связи с природой межгрупповых отношений. Как показывает история человеческих отношений, никто не способен определить тот или иной народ.

этнофилософия · этноцентризм. Смотреть что такое"этнофобия" в других словарях: национализм — идеология, социальная практика, политика.

Люди, украшающие носы кольцами, мужья, имеющие десять жен, блюда из человеческого мяса, насекомых и львиных сердец олицетворяют для нас таинственные и бесчеловечные обычаи"дикарей". Мы считаем"правильным" только западный образ жизни, а не западный — странным или варварским. Эта тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной называется этноцентризмом.

Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить"варваров" в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. Американский социолог Уильям Грэм Самнер писал об этом в книге"Народные обычаи", опубликованной в г.

По его же мнению, культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи Мердок, Американский антрополог Рут Бенедикт усовершенствовала эту концепцию следующим образом: