Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений

Введение В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира. Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов: От рождения до полугода.

Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки.

диссертации на соискание ученой степени кандидата Предметом исследования в диссертации являются жанры современного детского фольклора, . Глава I -"Страшные истории: преодоление страха смерти" - состоит из.

Оглавление диссертации Казанцева, Элла Львовна:: Психопатология фобических расстройств 4. Клинические варианты фобических расстройств 4. Динамика фобических расстройств Глава 5. Прогноз фобических расстройств 6. Эффективность стационарного лечения фобических расстройств Введение диссертации по теме"Психиатрия", Казанцева, Элла Львовна, автореферат Актуальность исследования Разработка сравнительно-возрастных, клинико-динамических, нозологических, прогностических и других аспектов проблемы фобий детского и подросткового возраста по-прежнему остается теоретически и практически актуальной А.

фобии относительно часто встречаются у детей и подростков и возникают в рамках различных нозологических форм Т. Симеон, ; ; Е. Есть данные об учащении фобических нарушений детского возраста в последние десятилетия А. Некоторые особенности проявлений и динамики фобических расстройств у детей и подростков описаны при неврозах Т. , , шизофрении Т.

Личко, , ревматизме Г.

страхи, свойственные детям младшего школьного возраста, присущи детям старшего дошкольного возраста. Работа содержит 31 таблицу, 17 гистограмм, 4 диаграммы. Объем основного текста составляет страницу.

Страх – это неприятное чувство опасности ситуации, внутреннее океан статей, книг, диссертаций, исследований, специалистов: кто-то в роли Чтобы преодолеть детский страх подойдут любые забавы, включающие в себя.

Психологические средства коррекции - это способы, действия, направленные на изменение и развитие личности; на преодоление или ослабление недостатков психического развития, нарушений той или иной психической функции; на определенные психологические структуры личности с целью обеспечения полноценного развития и функционирования данной личности. Обратимся к анализу основных методов, направленных на работу с детскими страхами.

К наиболее часто встречающимся методам можно отнести арт-терапию — терапию искусством сказкотерапию, куклотерапию и игровую терапию. Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка. Игровая деятельность имеет особое значение в психическом развитии ребенка Л. Сюжетно-ролевая игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста Д. Это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем и интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования Существует много подходов в использовании игры как средства коррекции страхов у детей дошкольного возраста психоаналитический, гуманистический, культурно-исторический.

Игра как способ терапии возникла в традициях психоанализа вследствие неудачного опыта прямого переноса и использования техник психоанализа на работу с детьми. Фрейду, установка на анализ включает осознание клиентом своей болезни, доверие к психоаналитику и готовность подвергнуться аналитическим процедурам. Из трех указанных компонентов ребенку в силу его возрастных особенностей оказывается доступным только один - доверие к психоаналитику взрослому , основанное на прочных эмоциональных отношениях с ребенком.

Главная проблема в использовании аналитических техник при работе с ребенком состояла в невозможности применения метода свободных ассоциаций, позволяющего выявить бессознательные влечения и подвергнуть их анализу. Гуг-Гельмут к мысли о возможности использования игры ребенка как удачной замены методу свободных ассоциаций.

Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась, как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения, с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

Характеристика средств коррекции детских страхов

Особенности проявления детских страхов у детей старшего дошкольного возраста Введение к работе Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности,.

Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.

диссертационного совета ДМ при Современной гуманитарной академии по . Доказано, что деструктивные детские страхи серьезно.

Вершинина Общая характеристикаработы Актуальность исследования. Эмоциональнаянасыщенность и динамика жизни в современном обществеприводят к высоким психологическим нагрузкам не только увзрослых, но и у детей. Это обстоятельство взначительной степениобусловлено преобразованиями в обществе,повышением требований с его стороны кинтеллектуальным, психоэмоциональным,физическим возможностям человека, к егоспособности регулировать социальноприемлемымиспособами эмоциональные состояния.

Наименее защищенными в этих условиях оказываютсядети, поскольку и организм, и психикаребенка еще неустойчивы, легкоуязвимы и очень восприимчивы квоздействию среды: Сложившаяся ситуацияобуславливает психическое напряжениеи тревожность, проявляющиеся в эмоциональных состояниях детей, что не может не влиять наразвитие личностиребенка. Экопсихологическиеисследования, охватывая широкий кругпроблем воздействия внешнесредовыхфакторов на психику человека Р.

Многие исследователи подчеркивают широкие возможности младшего школьного возраста, отмечая его сензитивность для развитияпсихологических образований, значимо важныхдля благоприятного развития в дальнейшиевозрастныепериоды. Одним из этихважных образований, несомненно,являетсяспособность младшего школьника ксаморегуляции Л. Способность к регуляцииэмоций —естественная сторона детскогопсихосоциального развития. В зарубежнойлитературе отмечается, что выражениедетьми эмоциональных переживаний нетолько отрицательных, но и положительных не во всем одобряется обществом — приветствуетсясдерживание различных эмоций С.

Проблема регуляции исаморегуляции глубоко проанализирована вработахотечественных психологов,которые исследуют различныестороны, возможности, способности, функции,уровни, виды психической саморегуляции Б. Разработаны концепции и концептуальныеположения, раскрывающие механизмы саморегуляциипсихических состояний. Конопкин ;концептуальные разработки индивидуального стилясаморегуляции В.

Работа с детскими страхами

Описание и обоснование структуры коррекционно-развивающей программы. Введение диссертации по психологии, на тему"страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений" Диссертационное исследование посвящено изучению страхов современных дошкольников и их связи с особенностями детско-родительских отношений. Актуальность исследования продиктована изменениями в современной социокультурной среде, связанными с повышением требований к достижениям ребенка со стороны родителей, которые, в свою очередь, опосредованы стандартами образования, задаваемыми обществом.

Эти факторы неблагоприятно сказываются на психическом развитии и эмоциональном благополучии современных дошкольников. Ребенок взаимодействует с окружающей средой на разных уровнях социального окружения:

Темы диссертаций грантовой аспирантуры. Поступающий в аспирантуру ИПРАН Коллективные страхи у представителей разных поколений россиян.

Содержание диссертации автор научной статьи: Глава 1 Теоретический обзор исследований проблемы детских страхов. Определение страха в психологической литературе. Страх в структуре эмоциональных состояний. Причины возникновения, формы проявления и последствия страхов. Выводы по главе 1. Глава 2 Экспериментальное исследование страхов детей младшего школьного возраста. Образные представления страхов детей младшего школьного возраста. Общая классификация страхов младших школьников. Классификация страхов младших школьников по частоте и интенсивности.

страхи у детей дошкольного возраста — побеждаем вместе

Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей младшего школьного возраста, на которые указывают многочисленные авторы А. Шалимова и многие др. В исследованиях, посвященных психологии эмоций Л. Теоретическое исследование особенностей детских страхов в работах зарубежных и отечественных исследователей Проблематика детского страха имеет не такую давнюю историю в психологической науке.

Подавляющее большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временной характер. Детские страхи, если к ним правильно.

Гнездилов Геннадий Валентинович, кандидат психологических наук, профессор Официальные оппоненты: Институт психологии Российской академии наук Защита состоится 30 января г. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной гуманитарной академии. Страх - это древнейшая эмоция, отражающая защитную реакцию организма, направленную на избегание реальной или мнимой опасности, чувство самосохранения. Эмоция страха очень важна для психики, так как предохраняет организм от гибели.

Наличие определенных страхов в структуре личности является индикатором, определяющим психическое здоровье и благополучие развития личности ребенка. Страх в жизни человека может играть как предохранительную, так и разрушающую роль. Влияние страха огромно, особенно на неокрепшую детскую психику, хотя большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер.

Подверженность ребенка страху ведет к осознанному переживанию страхов, либо к диффузному вытеснению их из сознания и ощущению тревоги. В этом случае для ребенка важны поддержка и помощь в преодолении страхов, получаемые в родительской семье, когда родители понимают чувства ребенка и особенности его внутреннего мира. И как тяжело детям, оставшимся без попечения родителей, лишенным заботы, поддержки и любви родной семьи. До недавнего времени в России детей, оставшихся без попечения родителей, традиционно помещали в детские дома или школы-интернаты и значительно реже отдавали на воспитание в замещающие семьи.

404 Диплом - Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Москва, Волгоградский проспект, 46 б С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного Университета — Высшая школа экономики по адресу: Ученый секретарь диссертационного совета Молчанова О. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный адекватный страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции.

Текст диссертации включает в себя 30 таблиц и 26 рисунков. .. дети из детского дома в возрасте лет не так успешно распознавали страх, как дети.

Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе…………………………………………….. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка……………………………………………………………….. Способы коррекции детских страхов……………………. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………… Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным.

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам.

Коррекция страхов у детей

Анализ результатов исследования детских страхов и их коррекция. Особенности проявления детских страхов у детей старшего дошкольного возраста. Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста. Результаты психокоррекционной работы с детьми, испытывающими различные страхи. Заключение Введение к работе: Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения.

Тенденция роста страхов такова: Похожие диссертации на.

На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности,. Так, страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется охранительная функция страхов.

Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции - это переживания своего личного отношения к действительности, а также переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой. Отечественная и зарубежная психология накопила немалый опыт применения различных видов игр с целью психотерапии при нервных, психических и соматических заболеваниях детей З.

Накопленные знания уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей-дошкольников. Вместе с тем, недостаточная разработка и использование знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводит к негативным последствиям. Поэтому диссертации"Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии" актуальна в наши дни и заслуживает дальнейших Ль исследований.

Такая система позволяет уменьшить проявление страхов у детей-дошкольников и ведёт к положительным изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, установлению положительных межличностных взаимоотношений в семье и в группе сверстников. Разработать на основе результатов экспериментального исследования системную программу психологической коррекции страхов у детей.

Детские страхи. Как с ними бороться?